|
На
главную
В
этом
разделе сайта даются ответы на многие вопросы, возникающие у людей,
которые имеют желание воцерковиться, но не знают, с чего начать. В
основу данного раздела положены главы из книги
священника Александра Торика.
Всем, кого заинтересовала
представленная здесь информация, мы рекомендуем прочитать эту книгу
целиком.
1.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ХРАМЕ
2.
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА
3.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ
4.
КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТВЕ
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К
ПРИЧАСТИЮ
1.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ХРАМЕ
1.1
Что такое храм?
Дорога, ведущая ко Христу, неминуемо
приводит в храм.
Храм
– это место общения человека
с Богом, место
совершения священнодействий. О храме Сам Господь сказал: дом Мой домом
молитвы наречется (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст.13).
Храм
– это место, где наша
молитва многократно
усиливается общей молитвой Церкви, нашим участием в священнодействиях,
совершаемых священнослужителями. >>
к оглавлению
1.2
Что такое молитва?
Молитва
– это основная, всегда и
везде доступная форма
общения христианина с Богом. Она во многом сродни человеческому
общению. К примеру: вас одолели беды, проблемы или болезни, появилось
желание «излить душу». Вы встречаете близкого
человека,
друга или родственника, и в порыве откровенности рассказываете ему все,
что накопилось на душе. И если даже он слушает вас молча, вы все равно
ощущаете его сопереживание, сочувствие.
Примерно такой же взаимный контакт
души с
Богом ощущает
христианин во время молитвы. Это общение и есть главное действие
молитвы, во время которой христианин очищает свою душу и получает от
Бога благодать Святого Духа. >>
к оглавлению
1.3
Что такое
священнодействие?
Священнодействиями
называются
таинства
Церкви, уставные
богослужения, различные молебные чины, т.е. те действия Церкви, в
которых невидимо, но реально, через специально поставленных для этого
священнослужителей, действует Божественная благодать Святого Духа,
очищающая, просвещающая христианские души, соделывающая их достойными
Царствия Божия. >>
к оглавлению
2.
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА
2.1 С чего
начинается церковная жизнь христианина?
С
чего должен христианин начинать свою
церковную жизнь? С
выполнения четвертой Заповеди Божьей, которая гласит:
Помни
день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай
и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота
(шаббат
– покой, евр.) Господу, Богу твоему; … ибо в шесть
дней
создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой почил;
посему благословил Господь день субботний и освятил его (книга Ветхого
Завета Исход, гл. 20, ст. 8-12).
Нельзя путать субботу, День покоя, с
днем,
который в
современном календаре называется субботой, так как календарная суббота
является шестым от понедельника днем недели. Благословенный же Богом
седьмой день недели – воскресенье, названный так потому, что
в
этот святой день совершилось величайшее событие – Воскресение
из
мертвых Господа нашего Иисуса Христа. >>
к оглавлению
2.2
Чем не
нужно заниматься в воскресные дни?
Воскресный день и является для
христиан
субботой, Днем
покоя, который освящен Богом и в который христианин не должен делать
никаких мирских дел. Это относится и к зарабатыванию денег (некоторые
берут работу на дом на выходные или «подрабатывают на
стороне»), и к домашней работе (стирка, уборка, приготовление
пищи и т.д.).
Только люди, работающие на
производстве с
непрерывным
циклом, по «скользящему графику» (например,
сталевары,
военные, врачи «скорой помощи» и др.), не несут на
себе
греха нарушения заповеди о субботе.
Также не является грехом в этот день
необходимая помощь
ближним, уход за больными или престарелыми, посещение заключенных в
тюрьмах.
Все же остальные должны так
рассчитывать
свои дела, чтобы
управляться с ними за шесть дней. >>
к оглавлению
2.3
Чем
полезно заниматься в воскресные дни?
Однако нельзя понимать
«покой
Господу Богу
твоему» как ничегонеделание, праздность или возможность
предаваться развлечениям.
Воскресный день христианин должен
посвящать
общению с Богом
– через посещение храма, молитву, чтение духовной литературы,
творение дел милосердия.
Особенно важно в этот день посещение
храма,
участие в общей
церковной молитве, присутствие при совершении главного церковного
таинства – Божественной Литургии.
Именно с этого, с воскресного посещения храма Божия, и начинается
церковная жизнь христианина. Причем если посещение храма в воскресный
день является непременной обязанностью христианина, то это не значит,
что в остальные дни посещать храм не нужно.
Напротив, нужно стараться
использовать каждую возможность посещения храма, участия в общей
церковной молитве, научения проповедью священника, так как именно в
храме христианин обретает полноту церковной жизни, наилучшую
возможность стяжания благодати Святого Духа. >>
к оглавлению
2.4
Какова роль
церковных таинств в жизни христианина?
Но нельзя думать, что одно только
посещение
храма и молитва
в нем являются достаточными для полноты духовной жизни. Необходимо
участие в таинствах Церкви.
Не родившийся от воды и
Святого Духа и не
причащающийся Тела
и Крови Христовых, не имеет возможности войти в Царствие Божие (см.
Евангелие от Иоанна, гл. 3, ст. 5).
Поэтому, предполагая, что
начинающий свою церковную жизнь уже принял святое крещение, остановимся
подробней на необходимости святого причащения.
Как мы уже говорили,
посредством Таинства
Причащения
христианин реально соединяется со Христом, получает благодать Святого
Духа, которая очищает, освящает все естество человека, укрепляет его
душевные и телесные силы, ограждает его от воздействия демонических
черных сил.
… По православной традиции,
перед причащением
христианин обязан приготовить свою душу к соединению с Господом,
очистив ее от грехов в Таинстве Покаяния.
Эти три действия: посещение храма,
участие
в Таинстве
Покаяния и Таинстве Причащения – и являются началом и основой
церковной жизни православного христианина. >>
к оглавлению
2.5 Пять
советов к началу церковной жизни
Итак, если вы решили начать
церковную
жизнь, вам
необходимо:
Совет 1: Обратиться с
молитвой
к Богу,
прося Его даровать вам
чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.
Совет 2:
Приобрести
Священное Писание и прочитать
Новый Завет
Господа нашего Иисуса Христа. Причем, прочитав его первый раз
полностью, вновь открыть его сначала и каждый день читать по одной-две
главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь
вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного
Откровения.
Современному человеку можно начинать
знакомство со Священным
Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком
изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно
описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии
Божием.
Желательно
также приобрести и прочитать «Закон
Божий», книгу, в
которой объясняются основы вероучения,
Заповеди
Божьи, основные молитвы, правила поведения в храме.
Совет 3: Приобрести
и
начинать чтение
святоотеческих книг,
составляющих сокровищницу духовных знаний.
Подбор святоотеческой литературы для
чтения
– дело
сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного
наставника, но есть авторы, чьи труды, безусловно, понятны и полезны
всем. Это: святитель Феофан
Затворник,
святой праведный Иоанн
Кронштадский, священник Георгий
Дьяченко.
Из современных авторов можно
рекомендовать
книги иеромонаха Серафима
Роуза, архимандрита Иоанна
Крестьянкина.
И, конечно же,
бесспорно душеполезное для всех чтение – Жития
Святых.
Совет 4: Для
того чтобы начать
обучение молитве,
а молитва –
это отнюдь не простое дело, необходимо приобрести православный
молитвослов – сборник молитв, составленных святыми отцами,
людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько
очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами благодати,
проводниками Божественного Откровения. Можно сказать, что Сам Дух Божий
продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии
включила в сборник для всеобщего употребения.
Совет 5: Необходимо
молить
Бога о даровании духовного
руководителя
– священника, которому вы смогли бы доверить свою душу для
духовного руководства, «окормления» (от слова
«кормчий» - человек, управляющий
корааблем). >>
к
оглавлению
3.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ
3.1 С каким
настроением нужно входить в храм?
Прежде
всего нужно вести себя скромно. Войдя в храм, не думайте, что вы
осчастливили этим Бога, это для вас – великое счастье, что
Господь вразумил вас обратиться к Нему и дал вам возможность войти в
Свое Святилище. Подумайте о том, какое огромное количество людей
осталось вне храма, в духовной темноте, и возблагодарите Господа за то,
что Он призвал вас на путь спасения.
Идя в храм - «дом молитвы»,
напоминайте себе
о том, что вы идете туда для общения с Богом, чтобы испросить у Него
прощение грехов, спасение души и необходимую для этого благодать
Святого Духа.
... Подойдя ко входу в храм троекратно осените
себя
крестным знамением с поясным поклоном. Войдя, остановитесь около входа
и также совершите три крестных знамения с поянсыми поклонами, выражая
тем самым свое почтение к святому месту, где пребывает Дух Божий. >>
к
оглавлению
3.2 Какова
благодатная сила крестного знамения?
Крестное знамение
– это малое священнодействие, в котором христианин, изображая
на себе знамение (знак – церк.-слав.)
Креста Господня с призыванием имени Божьего, привлекает на себя (или на
того, кого он осеняет, например своего ребенка) Божественную благодать
Святого Духа.
... В благодатной силе крестного знамения вы сами
неоднократно сможете убедиться по мере вхождения в практику духовной
жизни.
Благодатная сила дана крестному знамению потому,
что
Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего
божественного самопожертвования и любви к Своему погибающему творению,
победил сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха,
освятил Крест как победоносное оружие и даровал это оружие нам для
борьбы с врагом рода человеческого – диаволом.
... Должно <также> знать, что
крестное знамение
тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и
правильно. «Беспорядочному маханию бесы радуются»,
-
говорит нам опыт святых отцов. >>
к
оглавлению
3.3
Как правильно совершать крестное знамение?
Так
вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением
и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так:
три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний)
складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец)
пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу
веру в
Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как единосущную и
нераздельную Троицу, а два пальнца, пригнутые к ладони, означают, что
Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком,
то есть означают две Его природы – божественную и
человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся
сложенными
вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к
животу
– для освящения наших внутренних чувств, потом к правому,
затем к
левому плечам – для освящения наших телесных сил. Когда мы
осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: «Во
имя
Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в
Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. (Аминь
– истинно, да будет так, евр.).
>>
к
оглавлению
3.4
Зачем нужны поклоны поясные и земные?
Поклонами
мы выражаем сознание нашей греховности и недостоинства перед Богом, они
– знак нашего смирения, преклонения перед Ним.
Поклоны бывают поясные, когда мы наклоняемся до
пояса, и
земные, когда мы становимся на колени и касаемся головою и руками
земли.
Итак, подойдя ко входу в храм минут за пятнадцать
до
начала богослужения, вы трижды осеняете себя крестным знамением,
совершая после каждого поясной поклон, выражая тем самым свою
благодарность Богу за то, что Он сподобил вас посетить дом Свой, и,
прося Его благословения на вхождение в дом молитвы, затем входите в
храм. >>
к
оглавлению
3.5
Что означает обычай возжжения свечей?
Оглядитесь
по сторонам, и вы увидите недалеко от входа «свечной
ящик»,
место, где продают свечи, иконы, принимают записки с именами поминаемых
«о здравии» и «о упокоении».
Подойтите туда и приобретите по доступной вам
цене несколько свечей.
Церковная свеча
– это прежде всего ваша жертва Богу.
Жертва – это то, что человек отдает от
своего
материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент
отданному.
... Жертва – это дар, выражение нашей
любви к тому,
кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу,
когда приносится от чистого сердца. И неважно, какова материальная
стоимость этой жертвы.
... Некоторые пытаются вступать с Богом в
«коммерческие отношения»: «Господи!
Сделай для меня
это и это, и я поставлю Тебе в церкви самую толстую свечу!»
Но
Богу не нужны толстые или тонкие свечи, Богу нужны любящие сердца.
Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей
любви к
Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно
пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать
материальным ради духовного. >>
к
оглавлению
3.6
Как поставить свечу в храме?
Обычно
христиане, приходя в храм, ставят свечи и молятся не только перед
праздничной иконой в центре храма, а и перед чтимыми образами Спасителя
Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, перед иконой святого, чье
имя они носят. (Если в храме нет отдельной иконы вашего небесного
покровителя, поставьте свечу и помолитесь перед иконой «Всех
святых».) Также ставят свечи на «канун»
(канон)
– небольшой четырехугольный стол со множеством ячеек для
свечей и
небольшим Распятием на нем, и молятся о упокоении в Царствии Божьем душ
усопших близких.
... После того как вы приобрели свечи, подойдите
к
лежащей на аналое (тумбочке с наклонной верхней плоскостью) посреди
храма иконе праздника (изображающей событие или святого, память
которого празднуется в этот день), зажгите и поставьте свечу на
подсвечник, стоящий перед этой иконой, обратитесь с молитвой к святому,
изображенному на ней. Например: «Святый
угодниче Божий Николае (или святая мученице Татиано, благоверне княже
Александре и т.д.)! Моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне
Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь
Царствия Небеснаго».
Если вы скажете все то же на русском, а не на
церковнославянском языке, святой, к которому вы обращаетесь, все равно
вас услышит. Но, по мере того как вы начнете пользоваться
молитвословом, церковнославянские слова и обороты все чаще будут
звучать в ваших молитвах, потому что вы увидите, что церковнославянский
язык, за счет своей образности, точности в выражении мысли,
художественной яркости и красоты, гораздо более пригоден для общения с
Богом, чем наш современный искалеченный разговорный русский язык.
После совершения молитвы поцелуйте икону,
согласно установленному порядку. >>
к
оглавлению
3.7
Каков порядок целования икон и других святынь?
После
того как вы произнесенте свою молитву (в уме или негромко вслух) перед
иконой, дважды осените себя крестным знамением с поясным поклоном (если
день не воскресный или праздничный, то можно и с земным) и
«приложитесь» к иконе, то есть поцелуйте ее в знак
любви и
почтения к изображенному на ней, после чего в третий раз осените себя
крестным знамением и поклонитесь.
В таком же порядке христане должны подходить к
святым
мощам и любым святыням, то есть: сперва зажигаете и ставите свечу,
затем обращаетесь с молитвой, затем дважды креститесь и кланяетесь,
затем целуете святыню, затем в третий раз креститесь и кланяетесь,
после чего отходите. >>
к
оглавлению
3.8 Как подать записку за здравие
или за упокой?
Когда
вы приобретаете свечи, вы можете подать записки с именами родных и
бликих для поминовения их священником «о здравии и
спасении» и «о упокоении», а также
заказать молебен
или панихиду (как заполнить записки, вам подскажут служители, продающие
свечи).
Очень важно перед Божественной Литургией подать
записки
на проскомидию (проскомидия – приготовление, греч.), во время
которой священник, прочитывая записки с именами, вынимает за них
частички из просфоры, которые после совершения пресуществления хлеба и
вина в Тело и Кровь Христовы погружаются в чашу с Кровью Христовой с
чтением молитвы «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь
кровью
Твоей честною, молитвами святых Твоих».
Совершением этого священнодействия, душам
поминаемых в
записках людей подается благодать Святого Духа, очищающая от грехов,
укрепляющая на пути добродетели живых и подающая радость
усопшим. >>
к
оглавлению
3.9
Как молиться в храме во время богослужения?
Итак,
вы пришли в храм до начала богослужения, подали записки, приобрели
свечи, поставили их и помолились перед иконами Господа, Божьей Матери и
тех святых, к кому вы хотели обратиться за помощью.
Теперь встаньте на какое-либо место в храме
(мужчины
– справа, а женщины – слева от центра, лицом к
алтарю) и в
течение всей службы уже не сходите со своего места.
Если
у вас
слабое здоровье, или вы в преклонном возрасте, вы можете присутствовать
на богослужении сидя (обычно в западной части храма есть для этого
скамейки), вставая лишь в наиболее важные моменты богослужения.
Народная мудрость гласит: «Лучше сидя думать о
Боге, чем стоя – о ногах».
Во
время
богослужения старайтесь внимательно прислушиваться к чтению и пению,
потому что в словах молитв и песнопений заключена глубокая мудрость, в
них передаются чувства сердечного покаяния и радости о Господе,
рассказывается о подвигах святых и о проявлениях великой милости Божьей
к Своему созданию. Старайтесь воспринимать богослужение не столько
слухом, сколько открытым сердцем; вдыхайте в себя благодатную атмосферу
храма, отключитесь от мирских проблем и поговорите с Богом. >>
к
оглавлению
3.10
Как настроиться на молитву?
Вспомните
свое детство и то доверие, с которым вы обращались со своими бедами к
маме или любимой бабушке, когда исклаи у них жалости и ласки;
вспомните, какое утешение дарила вам их любовь, и с таким же доверием
откройте ваше сердце Отцу Небесному; расскажите Ему про свои беды,
поплачьтесь о своих горестях, попросите помощи и поддержки, попросите
прощения ваших грехов и слабостей, - и великое утешение получите от Его
Божественной Любви, выйдете из храма обновленными, с тихим и умиленным
сердцем, ощущая всем своим существом благодать и радость Духа Святого.
Ни одна земная мать не имеет той полноты любви, с
какой
Господь принимает скорбные воздыхания человеческой души, обращенные к
Нему. Стоит только позвать Его: «Господи!», как Он
уже
невидимо стоит рядом – любящий, жалеющий нас, знающий немощь
человеческой души, готовый излить на нас благодатные дары Своей
милости.
И
только
от нас самих, от нашей прямоты и искренности, с которой мы осудим свои
грехи, от нашего желания чистоты и Истины, от глубины нашей веры
зависит, получим ли мы сердечное утешение и благодатную помощь или
отойдем скорбны и неутешны.
С Богом нельзя хитрить, Его невозможно обмануть,
с Ним
бесполезно пытаться вступать в отношения «Ты - мне, я
–
Тебе».
Блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят, - учит нас Евангелие
(от Матфея,
гл. 5, ст. 8).
Только чистое сердце слушает Бог и наполняет его
Своею благодатью. >>
к
оглавлению
3.11
Почему нужно учиться общению с Богом?
Мы
имеем достаточно сил для того, чтобы захотеть очистить свое сердце,
чтобы заставить себя без лукавства обращаться к Тому, Кто ради
искупления нас от вечной смерти добровольно отдал Себя на растерзание
обезумевшей толпе, Кто претерпел мучительные унижения и страшную смерть
ради дарования нам Вечной Жизни.
И поэтому наш долг – понуждать себя на
творение
добрых дел, понуждать себя на подвиг молитвы, очищать свое сердце от
оскверняющих его страстей, прибегая к помощи и покрову Матери-Церкви,
укрепляя наши души всеми благодатными средствами, которые в изобилии мы
найдем в храме.
Для того чтобы храм стал вашим вторым и главным
Домом,
для того чтобы чувствовать себя в нем «своим»,
чтобы
пользоваться во всей полноте благодатными дарами Святого Духа, нужно
идти в храм и быть в нем, нужно учить свою душу общению с Богом, и
тогда Он Сам, как Отец и Учитель, видя ваше старание, научит вас идти
по пути спасения, держа Его за руку. >>
к
оглавлению
4.
КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТВЕ
4.1 Какие
бывают виды молитвенного общения христианина с Богом?
Молитвенное
общение христианина с Богом можно условно разделить на несколько видов.
Это: молитва церковная
(о ней мы уже говорили ранее), молитва
каноническая (с использованием молитвенных текстов,
введенных Церковью
в канон – правило), молитва
«творческая», когда
христианин своими словами «беседует» с Богом, и
непрестанная, или «умная»
молитва.
Все эти виды молитвенного общения с
Богом в равной
степени важны и необходимы христианину для полноценной духовной жизни. >>
к
оглавлению
4.2 Чем
важна церковная молитва (в храме)?
Церковная
молитва не только обогащает христианина благодатью, но и активно
споособствует духовному единению всех вместе молящихся в одно
неразрывное духовное целое – Церковь Христову, объединенную
Божественной Любовью семью, во главе которой Сам Отец Небесный
–
Господь Бог. >>
к
оглавлению
4.3 Чем
важна каноническая молитва (домашняя, по молитвослову)?
Молитва
каноническая, помимо того что она наикратчайшим путем соединяет
молящуюся душу с Богом, есть еще и важнейшая школа, приучающая нас
правильно формулировать свои мысли и чувства, направлять их в нужное
русло, избегать многословия и пустопорожних излияний. >>
к
оглавлению
4.4 Чем
важна творческая молитва (своими словами)?
Молитва
творческая необходима для выражения сугубо идивидуальных переживаний и
потребностей, она рождается из личной практики духовной жизни
христианина и совершенствуется по мере совершенствования его души и
обретения молитвенного опыта. >>
к
оглавлению
4.5 Что
такое непрестанная ("умная") молитва?
Молитва
непрестанная, или «умная», есть постоянное
неразрывное
общение души с Богом, совершаемое посредством непрестанного обращения
ума и сердца к Богу с краткими молитвенными призываниями, из которых
наиболее действенным является «Иисусова молитва»,
названная
так, потому что призываемое в ней имя Господа Иисуса Христа уже само
имеет огромную благодатную силу, которая и подается усердно творящим
эту молитву.
Вот эта молитва: «Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)». >>
к
оглавлению
4.6 Как
подготовиться к домашней молитве?
Мы
уже говорили о том, что каждый грамотный православный христианин должен
иметь православный молитвослов – сборник молитв,
благословенный
Церковью для всеобщего употребления.
... После того как вы приобрели
молитвослов,
сядьте и, не торопясь, внимательно прочитайте утренние и вечерние
молитвы просто как текст, стараясь понять смысл читаемого, пользуясь
переводом непонятных слов и выражений, которые в данном молитвослове
приводятся в сносках.
... Все это для того, чтобы читаемое
вами во время
молитвы не было «попугайской тарабарщиной», но было
бы
осмысленным обращением к Богу.
После того как вы в основном
разберетесь со смыслом молитвенных текстов
(а это на самом деле совсем не сложно: язык-то наш, родной), можно
приступать и непосредственно к молитве. >>
к
оглавлению
4.7 Как
организовать дома «Божницу» (молитвенный уголок)?
Организуйте
у себя дома «Божницу», молитвенный уголок, где у
вас будут
стоять иконы, лампадка или подсвечник, где у вас будет лежать
молитвослов, храниться святая вода – словом, как бы маленький
домашний храм Бога Вышнего. По древней православной традиции,
«Божница» устраивается в «красном
углу»
(красный – красивый, церк.-слав.), то есть в восточном углу
комнаты.
В наше время, в связи с особенностями
планировки
современных квартир, ориентация строго на восток не всегда может быть
соблюдена. Поэтому можно устроить «Божницу» там,
где вам
удобно будет молиться. Где иконы – там и «красный
угол».
Если есть возможность, желательно
сделать угловую полочку, на которой
будут стоять иконы и на которой будет стоять (или висеть перед ней)
лампадка. Но так как не во всех квартирах, с учетом уже стоящей мебели,
это
реально, вы можете выделить для «Божницы» отдельную
полку в
шкафу или серванте.
Если же вы живете в сильно стесненных
жилищных
условиях, или возможны конфликты с близкими, не разделяющими ваши
религиозные взгляды, вам стоит приобрести
«складень»
(складывающуюся двойную или тройную икону), который будете ставить
перед собой на время молитвы, а затем убирать.
На время молитвы обычно христиане
зажигают перед
иконами лампаду (как знак нашей горячей любви ко Господу) или купленную
в церкви свечу. (Некоторые христиане держат перед иконами
«неугасимую», то есть днем и ночью постоянно
горящую,
лампаду.) >>
к
оглавлению
4.8 Как
совершать домашнюю молитву?
Молитва
– это дело глубоко личное, потому и совершать ее нужно так,
чтобы, по возможности, никто и ничто не отвлекало вас от общения с
Богом.
Встаньте поутру минут на 15-20 раньше,
чем обычно,
умойтесь, чтобы как следует проснуться, затем уединитесь перед иконами
и откройте молитвослов.
Читать молитвы по моливослову следует
негромко
вслух или «про себя», внимательно следя за
правильным
ударением в словах, а главное – чтобы каждое произносимое
слово и
выражение были осмысленны и прочувствованы вами. Святые отцы говорят:
«Лучше пять слов умом – чем сто языком». >>
к
оглавлению
4.9 Сколько
молитв должно быть в утреннем и вечернем правиле?
Некоторые
считают главным – прочитать все правило «от сих до
сих», пусть даже чисто механически. Это неправильно. Богу
«отмечаловка» не нужна. Только молитва, понятая
умом и
прочувствованная сердцем, доходит до Бога и приятна Ему, и только такая
молитва приносит нам благодать Святого Духа.
Поэтому поначалу выберите себе из
утренних и
вечерних молитв несколько наиболее понятных и близких вам по выражению
молитвенных чувств и читайте только их.
Затем, по мере приобретения вами
молитвенного опыта и привыкания к
церковнославянскому языку, вы будете расширять свое молитвенное правило
до полного его объема. >>
к
оглавлению
4.10 Как
сократить молитвенное правило в случае «крайней
занятости»?
В
случае «крайней занятости», вместо утренних и
вечерних
молитв, преподобный Серафим Саровский благословил читать так и
названное по его имени, «Серафимово правило»: три
раза -
«Отче наш...», три раза - «Богородице
Дево,
радуйся!..», и один раз - «Верую...» (все
эти молитвы
находятся в составе утренних молитв – см. молитвослов).
Но надо быть честным перед Богом и не
оправдывать свою
лень «крайней занятостью», когда этой занятости в
действительности нет.
Помните, что ваша молитва –
это не
вынужденный оброк Богу, а живительная пища для вашей души, и нужна она
именно вам. >>
к
оглавлению
4.11 Можно
ли увеличить молитвенное правило?
По
мере приобретения молитвенного опыта, когда у вас появится желание
увеличить ваше молитвенное правило, вы можете, взяв на это
благословение духовника (а если у вас его еще нет, то у любого
священника из храма, в который вы ходите), присоединить к утреннему или
вечернему правилу (или в другое время) чтение псалмов из Псалтири,
канонов или акафистов и обязательно (на это не требуется особого
благословения) одной или нескольких глав из Евангелия. >>
к
оглавлению
4.12 Как
совершать молитву своими словами?
Кроме
чтения канонических молитв, вы можете обращаться к Богу и со своей
«творческой» молитвой, то есть своими словами
рассказывать
Ему о ваших проблемах и нуждах, и просить необходимой помощи.
Однако, обращаясь к Богу с
«творческой» молитвой, помните, что Он, еще прежде
вашего
прошения, знает все ваши беды и потребности и подает вам все потребное
для спасения вашей души, сообразно вашему настоящему духовному
состоянию, и потому не забывайте в конце
«творческой»
молитвы добавлять: «но не моя, а Твоя, да будет, Господи,
воля», или: «имиже веси судьбами (т.е. теми путями,
которые
Ты Сам, Господи, знаешь) спаси мя, Владыко Человеколюбче». >>
к
оглавлению
4.13 Как
совершать непрестанную «умную» молитву?
Относительно
непрестанной «умной» молитвы существует большое
количество
святоотеческой литературы, на основе Иисусовой молитвы сложилось целое
направление духовного подвига.
Для начинающих свою молитвенную жизнь
можно
порекомендовать совершение непрестанной молитвы следующим образом:
везде, где бы вы ни находились: в дороге, на работе, дома, - если ваш
ум не занят какой-либо необходимой трудовой деятельностью, произносите
про себя слова Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе,
Сыне
Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)».
Причем произносить эту молитву нужно
не
механически, а внимательно и неторопливо, делая акцент на слове
«помилуй», ибо в это емкое слово вмещается и
«пости
мои грехи», и «укрепи в добродетели», и
«защити
от всякого зла», и «даруй мне Твою
милость».
Если вы приучите себя к постоянному
совершению
Иисусовой молитвы, то эта молитва будет вам защитой от нечистых
помыслов, оградит вас от многих искушений, стяжает вам спасительную
благодать Святого Духа. >>
к
оглавлению
4.14 Какая
молитва нужна для полноты молитвенного общения с Богом?
Итак,
для того чтобы во всей полноте иметь молитвенное общение с Богом,
необходимо: посещая храм, участвовать в общей церковной молитве,
совершать по молитвослову утреннее и вечернее молитвенное правило,
своими словами обращаться к Богу в «творческой»
молитве и
приучать свою душу к непрестанному общению с Богом посредством
«умной» «Иисусовой» молитвы. >>
к
оглавлению
4.15 Что
нужно делать в помощь молитве?
Кроме
молитвы, и в помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные
Церковью посты. >>
к
оглавлению
5.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ
5.1 Как
часто необходимо причащаться?
Как
часто нужно христианину причащаться Святых Христовых Тайн и как
готовиться к причащению? Причащаться нужно, как минимум, четыре раза в
году, во все большие посты: Великий, Петров, Успенский и
Рождественский.
Вообще же, частота участия христианина
в Таинстве
Причащения устанавливается индивидуально, по благослоению духовника. >>
к
оглавлению
5.2 Что
делать, если чувствуешь себя недостойным Таинства Причащения?
Некоторые
христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством.
Это неправильно. Сколько бы человек ни старался очистить себя перед
Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни,
как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.
Бог даровал нам Святые Христовы Тайны
не по
достоинству нашему, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему
созданию.
И принимать Святые Дары христианин
должен не как
награду за свои духовные подвиги, но как дар Любящего Отца Небесного,
как аванс, который еще надлежит «отработать», как
спасительное средство освящения души и тела. >>
к
оглавлению
5.3 Что
происходит во время Причастия?
«Причащается
раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в жизнь вечную».
-
Эту молитву произносит священник, подавая Святые Дары причащающемуся
христианину, и если христианин старательно приготовился к этому
великому Таинству, то подаваемая ему через причащение благодать
совершает чудесное преоборажение всего естества человека и делает его
достойным Жизни Вечной. >>
к
оглавлению
5.4 Зачем
нужно говеть перед Причастием?
Для
того чтобы как следует приготовиться к Таинству Причащения, христианину
необходимо «поговеть», то есть попоститься
несколько дней и
прочитать положенное Церковью молитвенное правило -
«Последование
ко Святому Причащению» (см. молитвослов).
Главное же в период говения
– пересмотреть
свою жизнь со времени последней исповеди, осознать свои грехи и
покаяться в них, простить всем обидевшим нанесенные ими обиды, самим
попросить прощения у тех, кого сами обидели, непосредственно перед
причащением подойти на исповедь к священнику и уже тогда, примирившись
с Богом, ближними и своей совестью, со страхом Божьим и благоговением,
причаститься Святых Христовых Тайн. >>
к
оглавлению
5.5 Как
нельзя приступать к Причастию?
Помните,
что если человек подходит к причащению с нечистым сердцем, скрывая в
нем зависть, обиды и другую душевную нечистоту, то причащение послужит
ему не во спасение, но в осуждение на вечные муки как оскорбившему
Святыню Тела и Крови Сына Божия. >>
к
оглавлению
На
главную страницу сайта
православные храмы
Владивостока
Заметили ошибку? Можете
поделиться
интересной информацией? Есть предложения или замечания? Напишите нам
|
|